15-16 декабря 2014 года, в г. Москве в конгресс-цетре Swissotel «Красные холмы» проходит Национальный Конгресс
«Современные подходы к модернизации и управлению жилищно-коммунальным хозяйством».
Организаторы: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Экспертный Совет Комитета Государственной Думы по жилищной политике и
жилищно-коммунальному хозяйству и Правительство Москвы.
Участники мероприятия: Представители Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, региональных законодательных и
исполнительных органов власти, руководители субъектов РФ, органов местного самоуправления, управляющих и обслуживающих организаций, представители биллинговых, инвестиционных и
страховых компаний, коммерческих банков, научно-исследовательских и консалтинговых организаций, занимающихся вопросами обслуживания многоквартирных домов.
Программа Национального Конгресса: "Современные подходы к модернизации и управлению жилищно-коммунальным хозяйством"
Хотелось бы кратко, тезисами поделиться наиболее яркими выступлениями первого дня работы.
Николаева Елена Леонидовна. Первый заместитель Председателя Комитета Государственой Думы Федерального собрания Российской Федерации по жилищной политике и ЖКХ.
Современное состояние жилищно-коммунального комплекса России: проблемы и пути решения.
- Государство ушло их ЖКХ. Хорошо это или плохо? Приватизировано 83% квартир, дальнейшее продление приватизации не желательно.
- На Фонд реформирования ЖКХ к задачам по расселению аварийного жилья и капитального ремонта добавилась задача модернизации.
- Санкции на состояние жилищно-коммунального комплекса не повлияют. В принятом бюджете все осталось, ничего не сократили.
- Рост тарифов не превысил 4,2% по стране. Удаться ли это сохранить? Влияния внешних сил на рост тарифов нет, это все наше российское.
Поэтому не запланированного повышения быть не должно.
- У нас появилось арендное жилье. Это хорошо, так как у многоквартирного дома (МКД) будет один собственник.
- Лицензирование. В 87% лицензирования будет подвергнут микро бизнес. Лицензирование введено из-за безысходности.
- Капитальный ремонт. На 01.01.2013 г. 1 360 000 домов требовало капитального ремонта. Только Москва не приняла региональную программу по капитальному ремонту.
Главный вопрос – сохранность денежных средств граждан, собираемых на капитальный ремонт
- Техинвентаризация МКД не проведена. Много высосано из пальца, из-за этого капитальный ремонт МКД под вопросом. Кто будет управлять ветхим жильем – вопрос открытый.
- Отсутствует стандарт содержания общего имущества МКД.
- Неплатежи – искусственная проблема. Сами жители платят хорошо, хуже по северным территориям.
Вводится усиление по пеням для неплательщиков. Не платят управляющие организации. Необходимо производить расщепление платежей жителей за ЖКУ,
что бы коммунальные платежи уходили ресурсоснабжающим организациям (РСО), а жилищные в УО. Это отлажено в Москве, Туле.
- Прямые договора жителей с РСО. Юристы утверждают, что это противоречит Конституции. Да и РСО не готовы и не хотят работать на прямую с жителями.
- Общедомовые нужды (ОДН). Входит в состав жилищной услуги. На первом этапе необходимо увеличить жилищную составляющую на норматив.
На втором этапе величину ОДН утверждать на собрании собственников. Что делать с небалансами ОДН? Если небалансы ОДН повесить на УО, то многоквартирными домами управлять никто не будет.
Эффективных ответов на этот вопрос пока нет.
- Отрасль ЖКХ не сбалансирована. Очень актуальны вопросы теплоснабжения и горячего водоснабжения.
- ЖКХ должна быть инвестиционно-привлекательной.
- О профессионализме. Порой принимаются решения, которые вызывают изумление у профессионального сообщества.
- Мы против авансовых платежей в ЖКХ. Водоканалы самые ущербные коммунальщики.
- Идет очернение отрасли, необходимо поднимать ее престиж.
Шпектр Игорь Леонидович.
Председатель комиссии по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Общественной палаты РФ, член Общественной палаты Республики Коми,
Президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера.
- Общественная палата изначально была против лицензирования управляющих организаций (УО). При лицензировании получение двух замечаний, УО может лишиться лицензии.
Но тут могут быть провокации. Кто-то может поджечь бумагу в подъезде, могут запустить крыс. Это могут сделать как конкуренты, так и не совсем адекватные жители.
При этом УО к этим замечаниям не может не иметь ни каких отношений.
- Отсутствует стандарт управления и эксплуатации МКД.
- Тарифы занижены везде и во всем, но они не поднимаются по политическим мотивам. Должно быть разумное повышение тарифов, с одновременной модернизацией коммунальных сетей.
Без модернизации повышение тарифов бессмысленно.
- В сфере управления ЖКХ становиться мало профессиональных кадров. Много мэров городов абсолютно не квалифицированных.
- Для проведения капитального ремонта, и не только для него, необходимо провести честную инвентаризацию всего жилищного фонда.
- Необходимо прекратить ругать абсолютно все УО. Это в корне неправильно. Есть очень много хороших УО.
- Нельзя передавать инженерные сети МКД в РСО. Вся эта информация изложена в письме Президенту России Путину В.В.
Солнцева Елена Павловна.
Заместитель директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Минстроя России.
- Созданы межведомственные комиссии по ветхому и аварийному жилью, по неплатежам.
- В связи с введением лицензирования не наблюдается массового отказа от ветхих домов, но отдельные случаи имеются.
Лицензирование введено для того, чтобы управляющие организации (УО) занимались предпринимательской деятельностью.
При лицензировании стоит задача максимально сохранить хорошо работающие УО. Для жителей должен быть один контрагент – УО.
Все вопросы, проблемы по жилищно-коммунальным услугам только чрез УО.
- Упрощена процедура голосования для собственников. Хозяин в доме только один – собственник. Предусмотрена очно-заочная процедура проведения общих собраний.
У собственников появилось право вето при лишении лицензии УО, если работа УО удовлетворяет собственников жилья.
- Минстрой добивается того, что бы протоколу общего собрания собственников жилья был предан статус официального документа, и его подделка была уголовно наказуема.
- Усиление штрафных санкций для жителей неплательщиков не решает проблему неплатежей, ведь сбор платежей за ЖКУ по стране составляет 90%.